«О схеме территориального планирования части территории Челябинской области применительно к главному планировочному узлу города Челябинска (территория Челябинской агломерации)»

20.04.2016

Уважаемый Борис Александрович!

Уважаемые члены Правительства и приглашенные!

 

Схема территориального Челябинской агломерации выполнена в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. 

Основанием для работы является постановление Правительства Челябинской области от 24 ноября 2014 г. N 634-П «О подготовке проекта "Схема территориального планирования части территории Челябинской области применительно к главному планировочному узлу города Челябинска (территория Челябинской агломерации)"». 

На территории Челябинской области исторически сложились 4 агломерации:

- Челябинская;

- Троицкая;

- Магнитогорская;

- Миасско-Чебаркульская.

Каждая из них, имея предпосылки к развитию (географические, экономические, исторические, политические и др.), формировалась стихийно.

Самой крупной агломерацией является Челябинская, которая характеризуется наличием одного ярко выраженного центра – города Челябинска.

За последние 10 лет при примерно нулевом балансе смертности и рождаемости в Челябинской области численность населения Челябинского городского округа увеличилась на 80 тысяч человек.

По статистическим данным рост численности населения в основном происходит за счет других территорий Челябинской области.

 

В связи с этим, целью данной работы является обеспечение устойчивого развития территорий, прилегающих к Челябинскому городскому округу, для приближения уровня жизни людей на них к уровню жизни в городе Челябинске, то есть внедрение в моноцентричную модель агломерации элементов  полицентричной модели.

 Основной задачей проекта является разработка предложений по перспективному развитию территорий агломерации на базе анализа их потенциальных возможностей и недостатков.

Проект состоит из двух разделов: «Сбор и анализ исходных данных» и «Разработка проектных решений». 

Первый раздел, сформированный по результатам сбора и анализа исходных данных, который состоит из:

·            комплексного анализа территорий Челябинской агломерации по предпосылкам их устойчивого развития;

·            определения потенциальной возможности территорий Челябинской агломерации для жилищно – гражданского строительства.

Комплексный анализ, который состоит из трех уровней – экономического, социального и экологического – позволил выявить направления, по которым необходимо работать для улучшения социально – экономической ситуации в каждом из семи муниципальных образований.

В целом, в этом направлении наиболее благоприятной территорией остается территория Челябинского городского округа, что обу4словлено ее высоким экономическим и социальным уровнем.

Следом за ним расположились территории Красноармейского и Сосновского районов, имеющие высокий потенциал в экологическом уровне (а территория Сосновского района еще и неплохие показатели в социальном уровне).

Средние показатели имеет территория Копейского округа, которая в свою очередь имеет довольно высокий потенциал развитой инфраструктуры и непосредственной близости к городу Челябинску.

Наименее благоприятными являются территории Коркинского, Еткульсткого и Еманжелинского районов, что характеризуется проблемами: в Коркинском районе – нехваткой территорий, в Еманжелинском и Еткульском – удаленностью от областного центра.

Схемой предусмотрено выравнивание инвестиционной привлекательности территорий, увеличние транспортной доступности, сбалансированное инфраструктурное развитие.

Например: в социальном уровне по детским дошкольным учреждениям требуется поставить акценты на Еманжелинском муниципальном районе и Челябинской городском округе. А в части экономического развития предусмотрено создание промышленных кластеров в Сосновском, Красноармейском и других районах.

В определении потенциальных возможностей территорий агломерации для жилищно – гражданского строительства на основе комплексного экспертного показателя к наиболее благоприятными территориям относятся Челябинский округ и Сосновский район.

В целом, благоприятная ситуация в Копейском округе и Красноармейском и Еткульском районах.

Наименее эффективны в данной области территории Еманжелинского и Коркинского районов.

Также в составе схемы выполнен анализ ограничений, накладываемых на рассматриваемые территории при хозяйственной деятельности.

Учтены  подтопляемые территории, охранные зоны коммуникаций, водоохранные зоны, подработанные территории, санитарно-защитные зоны и т.д.

По результатам проведенного анализа выполнен второй раздел схемы – проектные предложения. 

На основе комплексного анализа обоснованы оптимальные границы Челябинской агломерации. Её территориальные параметры ограничены зоной часовой транспортной доступности Челябинска. Это Челябинский и Копейский городские округа, Еманжелинский, Красноармейский, Еткульский, Сосновский и Коркинский районы. 

Предложения по территориальному планированию являются итоговым консолидированным результатом планирования транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры, развития промышленных и рекреационных территорий, а также – планированию мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и охране окружающей среды.  

Развитие транспортной инфраструктуры Челябинской агломерации является одной из приоритетных задач, оно направлено на формирование и эффективное развитие единого социально-экономического и инвестиционного пространства агломерации.

Ключевыми направлениями развития транспортной инфраструктуры Челябинской агломерации являются:

- разработка единой стратегии развития транспортной инфраструктуры;

- формирование радиально-кольцевой системы автодорог;

- создание единой транспортно-логистической сети.

Основными мероприятиями в сфере автомобильного транспорта являются:

1)          строительство «Малого объездного кольца», которое образуется существующими и проектными автодорогами, расположенными вблизи границ г.Челябинска, и которое объединяет комплексные центры промышленных предприятий, логистики, рекреации, торговли, обеспечиваетт кратчайшие связи между муниципальными образованиями и придание импульса развития территорий;

2)          активное включение в функционирование радиально-кольцевой системы существующего «Среднего кольца агломерации», обеспечивающего транзитные и внутри агломерационные связи, развитие логистики;

3)          строительство «Большого кольца агломерации», которое объединяет центры муниципальных образований, сельских и городских селитебных систем, локальные агропромышленные комплексы, обеспечивает связи с прилегающими территориями, оживление инвестиционного климата на периферии.

Таким образом, прогнозируется доведение доли автодорог с твердым покрытием регионального и межмуниципального значения с 67,5% до 100%, увеличение протяженности автодорог с 764,4 км до 1132,7 км. 

Данные предложения по развитию транспортной инфраструктуры базируются на системе расселения жителей агломерации.

В результате комплексного анализа территорий Челябинской агломерации наиболее перспективным и приоритетным для освоения в целях жилищно-гражданского строительства определено экологически благоприятное западное направление по следующим предпосылкам:

- отсутствие крупных промышленных узлов;

- значительные территориальные резервы;

Отсутствие подработанных территорий (таких как Коркинский угольный разрез).

При этом так же определено шесть градообразований, где необходимо обеспечивать равномерное развитие социально-экономической инфраструктуры и планируемое количество населения каждой рассматриваемой территории муниципального образования. 

На сегодняшний день общая численность населения агломерации составляет более 1,5 млн. человек, проектная на расчетный срок – порядка 2 млн. человек, при этом существующий жилой фонд – 38 млн. кв.м., проектный – 62 млн. кв.м.
 

Предусматривается комплексное развитие социальной инфраструктуры с полным обеспечением объектами обслуживания с учетом их радиусов доступности. В целом, в рамках агломерации, сеть социальной инфраструктуры развита достаточно сильно. Однако, существует дефицит в некоторых муниципальных образованиях в учреждениях социально-гарантированного уровня, культурно-бытового и физкультурно-оздоровительного назначения.

Схемой предусмотрено:

- доведение обеспеченности учреждениями социально-гарантированного уровня (школы, детские сады, поликлиники ит.д.) всех существующих населенных пунктов до нормативной;

- размещение спортивно-оздоровительных комплексов, аквапарков, парков досуга и развлечений ит.д. (вне населенных пунктов);

Развитие всех видов туризма (делового, бизнес-туризма, детского и молодежного, экскурсионного, оздоровительного, спортивного, экологического ит.д.)

Развитие системы расселения обеспечивается синхронизацией развития и социальных объектов (школ, садиков, больниц, поликлиник), о чем свидетельствуют расчетные показатели, имеющиеся в составе проекта. 

В части развития производственного комплекса на расчетный период за Челябинской агломерацией сохраняется роль крупного металлургического центра, который обеспечивается относительно высоким уровнем сложившейся производственной инфраструктуры и наличием квалифицированных кадров (Северный промрайон).

Сохраняется, хотя и в меньших объемах, тяжелое машиностроение, предприятия тяжелой индустрии (Восточный промрайон).

Запланировано развитие производства строительных материалов, возможное развитие в южном направлении горнодобывающей промышленности, размещение новых производств по переработке сельхозпродукции, легкой и пищевой промышленности, развитие индустриальных парков, технопарков и др.

Одной из важнейших задач схемы является формирование рабочих мест в периферийных районах агломерации, это решается за счет создания функциональных зон для развития различных видов хозяйственной деятельности (зоны рекреации, туризма, с/х производства и других производств). 

Один из основных разделов схемы посвящен развитию инженерной инфраструктуры, экономному использованию водных и энергетических ресурсов.

Анализ показал, что на расчетный период объем добываемых водных ресурсов достаточен. По электроснабжению дефицит на перспективу может быть покрыт строительством двух энергоблоков на Челябинской ГРЭС, общей мощностью 495 МВт. Теплоснабжение имеет резервы по мощности. Дефицит газоснабжения может быть покрыт реконструкцией и строительством системы ГРС, нанизанных на газопровод «Бухара-Урал».

Кроме того, в проекте предусмотрены мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций и охране окружающей среды, где  первоочередными, требующими незамедлительной реализации, являются:

- разработка и организация зон санитарной охраны (ЗСО) II-го и III-го поясов источников водоснабжения и обеспечение соблюдения режима ЗСО Шершневского водохранилища;

- рекультивация свалки в южной части Металлургического района г.Челябинска и строительство новых полигонов ТБО, комплексов сортировки и переработки мусора. 

Результаты комплексного анализа территорий Челябинской агломерации с учетом принятых проектных решений свидетельствуют об уменьшении разницы между максимальными и минимальными показателями по каждому уровню сравнения и критерию, а также, в общем – по комплексному экспертному коэффициенту. Это показывает, что достижение проектных показателей «выравнивает» территории Челябинской агломерации в различных сферах, что в свою очередь обеспечивает достижение цели проекта – равномерное и устойчивое развитие территорий, входящих в агломерацию.  

Проект «Схемы территориального планирования согласован в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Получены согласования всех муниципальных образований, входящих в агломерацию, всех министерств Правительства Челябинской области.

Прошу Правительство Челябинской области одобрить проект постановления Правительства Челябинской области «О схеме территориального планирования части территории Челябинской области применительно к главному планировочному узлу города Челябинска (территория Челябинской агломерации)».

 Доклад закончен. Спасибо за внимание!

 

 


Руководитель:  Тупикин Виктор Александрович
Место выступления:  Заседание Правительства Челябинской области

Возврат к списку

Создание и продвижение сайтов — Создание сайтов, Продвижение сайтов, Интек Интернет-Агентство INTEC Челябинск
Яндекс.Метрика